?

Log in

tredot
.............. ................ ............. ............ ........ ..........................
April 2016
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Пути и методы мобилизации малых городов и районов

 (доклад от Института демографии, миграции и регионального развития на форуме малых городов в городе Усинске 26-27 января 2012 года, текст - зеленым не был доложен)

Уважаемые коллеги!

Позвольте изложить Вам позицию нашего Института, который давно интересуется проблемами организации пространственного и промышленного развития страны. Коллективом под научным руководством Юрия Васильевича Крупнова были разработаны важные концепции, так или иначе, вошедшие в практику государственного управления.

Идеологические основания проблемы развития малых городов были высказаны Юрием Васильевичем в ходе недавней пресс-конференции, и по желанию я могу предоставить его выступление.

В настоящем докладе я хотел бы, более того мне поручено, сосредоточиться исключительно на технологической стороне дела. На том, как можно организовать мобилизацию и форсированное развитие своего города в наличной политической, деловой, социальной и кадрово-антропологической реальности.

Организационным ядром решения, как мы считаем, может стать создание государственной Корпорации развития малых городов и общественной Коалиции развития малых городов. Но это уже вопрос, требующий специального проектирования и согласования позиций, не хочу сейчас на нем заострять внимание. Наши предложения будут в конце доклада.

Метод развития малых городов в существующих условиях

Для развития малых городов в сложившейся ситуации имеется два уровня действия, которые необходимо реализовывать одновременно.

Первое, необходимо разработать общегосударственную политику и, по сути, федеральную программу, в центре которой будет находиться конкретный малый город, либо сеть из нескольких малых городов.

Второе, необходимо мобилизовать малый город на локальном уровне, но со стягиванием всех других уровней: мирового, федерального, регионального, отраслевого и т.д. А также используя мощность специально созданных обеспечивающих инфраструктур и проектных групп федерального уровня.

В жизни последовательность обратная, сначала должна отработать внутригородская группа. Но организационную логику проще понимать «от результата» - как я её изложил. По сути дела в этом и состоит разрабатываемый и практикуемый нашим Институтом метод.

Поясню на примере, тезисно.

На Дальнем Востоке в Амурской области был космодром специального назначения для непилотируемых пусков, подчиненный Министерству обороны. По ряду предметных отраслевых причин, было принято решение прекратить деятельность космодрома. В течение нескольких лет данное решение в качестве намеков и прямых заявлений навязывалось как персоналу космодрома, так и руководству прилегающего городка с примерно 5 тысячами жителей, из которых мужская часть населения это военные офицеры с уникальным опытом и, как правило, с несколькими высшими образованиями. За три года была намечена дата последнего запланированного пуска, после которого сказали, что космодром закроют. Моральное состояние населения города было, мягко говоря, угнетенным.

В этой ситуации подвижнической работой в течение 4-5 лет мэра города и Юрия Васильевича Крупнова - нашего руководителя была выработана концепция, что Россия должна иметь независимый выход в космос и строить для этого собственный гражданский космодром для пилотируемой космонавтики. В ходе работы правительственной комиссии рассматривавшей более десятка различных аспектов было доказано, что единственное место в России для реализации проекта это именно город Углегорск в Амурской области. Для реализации проекта Юрий Крупнов вынужден был на 2 года выехать для работы на Дальний Восток в качестве помощника Представителя президента в ДВФО.

По итогам работы все-таки было принято правительственное решение о строительстве космодрома. С планируемым финансированием в 170 млрд.рублей, которое затем было пересмотрено в сторону увеличения до 430 млрд.рублей. Скажу таким образом, что проект удалось реализовать в итоге достаточно плотной «аппаратной работы». Предметно негативное и во втором случае предметно позитивное участие в проекте было у двух из пяти руководителей страны, а само решение было принято лидером страны.

Не хочу в данный момент обобщать. Но для проекта развития конкретно Углегорска, мы утверждаем, что более простого решения по мобилизации и форсированному развитию не было. Точнее сказать иначе сегодня этого города бы уже не существовало.

А в настоящий момент данный проект уже является одним из головных векторов развития как минимум Амурской области. Если бы нам дали возможность его реализовать, то эффект развития был бы для всего региона Дальнего Востока страны.

Это пример драматичной ситуации с огромными ставками для конкретного города. Но структура ситуации и решения как мы утверждаем точно такая же для любого города России, который в сегодняшней ситуации проявит волю к развитию.

Часто для организации проекта развития города достаточно уровня и ресурсов сильного региона, в единичных уникальных случаях даже уровня города. Но «материя» развития примерно такого же свойства для всех.

Организационный аппарат локального уровня

С чего нужно начать городу? К большому сожалению, регламент мероприятия не позволяет сколько-нибудь обстоятельно представить тут наши предложения и тем более обсудить их.

Скажу только про организационные «маркеры», по которым нам становится понятно, а намерены ли люди всерьез браться за дело, или пока «изучают вопрос».

Первое, с чего стоит начать, это назначить себе заместителя по развитию со специальным функционалом и полномочиями.

Второе нужно собрать совет по развитию из разных людей готовых разбираться в ситуации и опытных. Часто бывших жителей города, состоявшихся «на большой земле».

Наш институт может обеспечить такие методы работы по мобилизации "снизу":

Разработка организационного плана и стратегии развития города в контексте разработанных стратегий федеральных проектов развития (сети кластеров развития),

Создание Лаборатории качества жизни – социально-градостроительной группы, по передаче опыта организации современных социальных практик и внедрению нового стандарта жизни,

Создание федеральной инфраструктуры поддержки Лабораторий качества жизни,

В том числе подготовка группы развития в городах и дистанционное образование в активной молодежи и предпринимателей в Школе проектов развития,

СЕТЕВОЕ-КОММУНИКАЦИОННОЕ пространство, единое для всех малых городов - это и есть связность страны предметно-практическая. Как это делать? Это требует разработки. Через общий стандарт качества жизни, через высокое качество образования - усиливать образование за счет сетевой формы с ведущими ВУЗами страны. За счет организации перспектив для жителей малых городов, на порядок превосходящих существующий тренд "закончил ВУЗ - остался в большом городе".

Наше предложение

Первым шагом предлагаем, поручить нашему Институту совместно с Союзом малых городов, организовать и провести организационно-деятельностную игру: «Стратегия создания Корпорации развития малых городов» с участием руководителей городов, регионов и привлеченных экспертов.

По нашему опыту, неоднократно подтвержденному практикой, данное мероприятие на голову продвинет ситуацию, позволит наметить предметные шаги и собрать команду разнопредметных спецов, способных продействовать.

Конкурс Будущее малых городов и районов России. Опыт «конкурс энергия будущего».

Несколько слов об Организационном аппарате федерального уровня. Если удастся реализовать эту инициативу, то работа для конкретных городов упростится в десятки раз. С другой стороны, я уверен, что если нацелиться сейчас присутствующему сообществу, бережно собираемому Союзом малых городов в течение десятилетия, то все можно сделать.

Корпорация развития малых городов

Корпорация развития сможет организовать и полноценно  профинансировать федеральную инфраструктуру обеспечения развития малых городов, прежде всего:

  • «Фабрику мысли»
  • И, «Фабрику проектов развития».

Новая фабрика мысли

Именно малые города России в наиболее острой форме страдают от отсутствия внятной промышленной политики, схемы размещения производительных сил страны, генеральной схемы расселения, нового стандарта качества жизни.

По нашему убеждению, решить проблему развития малых городов возможно, лишь организовав общее развитие России, более того особо спланированное развитие в котором будет место малым городам.

Фабрика проектов развития

Специалисты знают, что в строительной индустрии на разработку полноценного проекта, по которому можно будет построить здание уходит 5% от стоимости всего проекта, а иногда и более. А это строительство, где проекты, так или иначе, одинаковы – нужно построить здание. Где накоплен за несколько веков огромный опыт и наработано много теорий.

Зададим вопрос: «А вот, сколько стоит разработка проекта, например, создания новой высокотехнологичной корпорации в микробиологии»? Она нисколько не стоит. Об этом можно узнать в любом банке России. В самых продвинутых организациях люди понимают, что нужен магический «бизнес-план», ну а его написание стоит 50-100 тысяч рублей.

Такое положение дел глубоко архаично и существует в нашей стране, только по той причине, что никаких реальных проектов никто не создает уже 20 лет.

В современной высокотехнологичной сфере на разработку проекта уходит иногда 50% и более от общей стоимости проекта. Отдельный вопрос, на что идут эти деньги, в каком режиме и какие продукты получаются на каждом этапе. Как в развитие проекта вовлекаются различные, на первый взгляд далекие от бизнеса структуры, например местный университет. Это вопрос, требующий отдельного обсуждения.

Корпорация развития малых городов сможет организовать фабрику по производству инвестиционных проектов нового для России типа. Главная характеристика этих проектов будет наличие достойных и перспективных рабочих мест. Второй отличительной чертой будет ориентирование проектов на инвестора ожидающего разумного дохода и минимального риска. А таких инвесторов в мире большинство.